НПН / Новини / Митрополит Игнатий – «греческий Моисей» или вдохновитель одной из первых депортаций империи?

Митрополит Игнатий – «греческий Моисей» или вдохновитель одной из первых депортаций империи?

Сегодня греческое население Мариуполя и его окрестностей почитает 230-ю годовщину со дня рождения Митрополита Игнатия, основателя города Мариуполя, его духовного защитника. В связи с этой датой резко возрастает интерес к данной исторической личности. Буквально на днях выставка о митрополите открылась в помещении Мариупольского краеведческого музея, также эту дату торжественно отметили представители греческих обществ.

Но так ли однозначна роль личности Митрополита в истории греков Крыма и Приазовья? Предлагаем вам материал известного мариупольского историка Вадима Джуваги, грека по происхождению, который предлагает другую точку зрения.

Кем же был Игнатий – авантюристом, который продал свой народ и бросил его на неимоверные испытания и мытарства во имя интересов империи, или добродетель, выведший свою паству из тьмы к свету, спасший греков от мусульманских гонений? И кто для местных греков Россия – спасительница, или страна, не считающаяся ни с чем, ни с интересами человека ни целого народа, пытавшаяся любого поставить себе на службу во имя имперских завоеваний? И как случилось что человека, принесшего столько горя и бед своему народу, ныне почитают святым и воспевают славу.

Мы до сих пор часто находимся под влиянием российской идеологии, которая как пелена мешает увидеть очевидные факты и сделать выводы.

 Итак…

Ровно 230 лет назад, 16 февраля (по новому стилю) 1786 года на собственной даче под охраной бывших казаков-запорожцев в 10 километрах от Мариуполя скончался митрополит Кафайский и Готфейский Игнатий Гозадини. С его именем связывают один из драматических эпизодов истории Украины – вывод христиан (в основном греков, армян, грузин и валахов) из Крыма в 1778 году.

Вообще, переселение крымских христиан в Приазовье до сих пор остается наиболее запутанной проблемой истории Украины, густо перемешанной различными версиями, откровенными домыслами или ложью.

 Российский агент влияния на митрополичий кафедре

Захват Крыма русская империя начала по всем канонам закулисной дипломатии. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов возникла необходимость рукоположить нового Готфейско-Кафайского митрополита в связи со смертью старого.

Крымские христиане подчинялись тогда Константинопольскому патриарху. Российская разведка провела успешную операцию, посадив на митрополичью кафедру 61-летнего (по другим данным 56-летнего) архиепископа Игнатия Гозадини, имевшего прямые связи с Петербургом. И сделала это используя свое большое на то время влияние на Константинопольского патриарха. Ведь еще не прошло и столетия, как российская дипломатия, используя щедрые подарки, смогла в 1686 году добиться от Константинопольского патриарха уступки Московскому патриархату Киевской митрополии, выйти из-под контроля которой украинская церковь не может и поныне. Наиболее вероятно, что и в случае с назначением Игнатия большую роль сыграл меркантильный интерес патриарха.

Почему именно Игнатий – ответ может содержаться в том факте, что брат Игнатия (по другим данным племянник) Александр служил офицером в свите Екатерины, и именно через него и поддерживалась связь Петербурга с будущим крымским митрополитом.

Таким образом, используя все свое влияние России удалось посадить на крымскую митрополию именно Игнатия Гозадини. И сразу же после назначения Игнатий начал слать письма Екатерине с просьбой принять крымских христиан под “государеву руку”.

“Заставьте народ кишмя кишеть в наших просторных пустынях”

В 1774 году война с Турцией была победоносно завершена. Российская империя получила от Турции земли южной Украины севернее реки Молочная и между реками Кальмиус и Берда, а также междуречье Днепра и Южного Буга. Возникла проблема их заселения. При чем, как указывает российский исследователь Евгений Анимица (родом из-под Мало-Янисоля Никольского (Володарского) района), уже тогда человеческий ресурс России был исчерпан и не в состоянии заселить новые земли. Екатерина II проблему заселения выразила так: “Мы нуждаемся в заселения. Заставьте, если возможно, кишмя кишеть народ в наших просторных пустынях» (выделено мной. – Авт.).

Одними из первых, кого царицыны приспешники “заставили” “кишмя кишеть в наших просторных пустынях», были крымские христиане – греки, армяне, грузины, болгары, а немалую роль в этом сыграл их духовный пастырь – митрополит Игнатий Гозадини – проводник имперской политики в Крыму.

Можно только удивляться той методичности, с которой Петербург провел это переселение.

Итак, все по порядку.

29 марта 1777 года генерал Александр Суворов с помощью штыков своих “чудо-богатырей” посадил на ханский трон в Бахчисарае хана Шагин-Гирея, человека очень неглупого и образованного (по некоторым данным, выпускника Сорбонны). Но российский протеже оказался неблагодарным и марионеткой быть не захотел. И начал проводить собственную политику на укрепление независимости Крымского ханства. Это в планы Екатерины II не входило.

Тогда командующий российскими войсками в Украине (он же председатель Малороссийской коллегии) ​​фельдмаршал Петр Румянцев предложил подорвать экономику Крыма путем выселения с полуострова христиан, которые как раз занимались земледелием и скотоводством – основными отраслями экономики Крыма. Поскольку христиане были православными (Константинопольский патриархат), то с целью предоставить законности выселению был запущен миф об освобождении единоверных братьев-христиан из-под магометанского гнета.

Тогда в Петербурге и вспомнили о письмах митрополита Игнатия к Екатерине ІІ с просьбой принять православных Крыма под защиту России. Хотя в этих письмах не шла о переселении, просьба митрополита решили удовлетворить по собственному разумению.

23 марта 1778 года Румянцев назначил Александра Суворова командующим войсками Крыма и Кубани. Суворов немедленно собрал руководителей грузинской, армянской и греческой церквей и предложил им вместе со всеми христианами переселиться в Россию. После этого, 23 апреля, на Пасху, митрополит Игнатий обратился с этим призывом к своей пастве.

22 июля 1778 года Суворов в письме к Шагин-Гирею сообщил, что “Всепресветлейшая Императрица Всероссийская, снисходя на просьбы христиан …, всемилостивейшем соизволяет переселять их в свои границы, надеясь, что Вы, Светлейший Хан, а не токмо высочайше воле покровительницы своей прекословить не будете, но и благоспешествовать не оставит, поелику все, что к особы Вашей касается, предохранено и награждено будет “(выделено мной – авт.).

Наглость Суворова впечатляет – царский генерал Екатерину II де-юре “назначил” повелительницей руководителя независимого государства, к тому же намекнув на вознаграждение, если тот не будет против выселения.

В знак протеста хан покинул свой дворец, разбил палаточный лагерь в трех верстах от своей столицы и написал протест Екатерине.

В ответ в начале августа 1778 года российское правительство прислало из Азовской губернии 6000 подвод для размещения греков, армян и грузин. “Под сенью дружеских штыков” 31386 христиан были депортированы из Крыма. Уже 18 сентября (за полтора месяца!) одна из первых в российской истории массовых депортаций была завершена.

Накануне своего переселения из Крыма греки проживали в более чем 80 населенных пунктах в горах и на Южном берегу Крыма. Четверть проживала в городах. Большинство городского населения была ремесленниками, а шестая часть греков занималась торговлей.

Ханская перепись недвижимого имущества, составленного во время депортации, подтверждает относительное материальное благополучие основной массы крымских греков, а также свидетельствует о совместной хозяйственной деятельности представителей разных конфессий и даже священнослужителей.

Следует отметить веротерпимость, существовавшая в Крыму, которая приводила к многочисленным смешанных бракам, а также к тесным этническим контактам, способствовавшим интеграции. Кроме этого, в Крыму свободно существовали три высшие православные духовные школы.

Таким образом, рассказы о жестоком обращении с христианами в мусульманском Крыма, стало основной причиной депортации или “братской помощи” христианам со стороны России, является обычной выдумкой для оправдания их депортации.

Исследователь Крыма Александр Бертье-Делагард писал: “Выходили христиане с горькими рыданиями, сбегали, скрывались в лесах и пещерах, мало того, принимали мусульманство, лишь бы только остаться на родной земле».

В Крыму греки оставляли свои дома, магазины, мельницы, виноградники и много другого имущества, нажитого в течение жизни и перешедшее в наследство от предков.

Были случаи открытого сопротивления россиянам.

Под Бахчисараем греки под руководством жены старосты одного из греческих сел Ольги подняли восстание, которое было жестоко подавлено суворовскими “чудо-богатыри”. По семейным преданиям, во время этого восстания были заколоты штыками мои родственники.

Суворов за организацию переселения получил орден и хорошее материальное вознаграждение. Он же предложил Екатерине выделить 3000 рублей митрополиту Игнатию за усердие по мобилизации греков.

Кроме того, митрополит получил лично от Екатерины II в серебряную панагию в виде восьмиугольной звезды, которую носил вместо креста (!), как это видно из его портретов. То есть этим указывал, что земная власть, которая наградила его панагией выше небесной (креста).

Не забыли и хана – чтобы Шагин-Гирей не унывал за своими подданными, ему было выплачено 50 тыс. рублей.

“Одиссея” греков от Екатерины и Потемкина

Греков, депортированных из Крыма, насчитывалось 18391 человек, из них 87 представителей духовенства. Их погнали на земли бывшей Самарской паланки Войска Запорожского, центром поселения было “высочайше” предназначено Новоселицу (сейчас Новомосковск Днепропетровской области).

По дороге из Крыма в Новоселицу греки устроили митрополиту такой скандал, что он бежал в карету Суворова под охрану российских штыков. Находясь в карете, “Игнатий залепил уши воском, чтобы не слышать проклятия своей паствы”, отмечал мариупольский историк Тимошевский в книге «Мариуполь и его окрестности».

“Целые семейства поплатились жизнью, а многие лишились половины оных и ни одно семейство не осталось без потери отца, матери, брата, сестры и детей; словом сказать с 9000 мужского пола выходцев не осталось и третьей части …” – вспоминали греческие представители в письме в Петербург через сорок лет после депортации.

Однако митрополиту Игнатию предоставленные в Самарской паланке земли не понравились и он стал писать письма Екатерины с требованием предоставить грекам другие земли. В конце концов митрополит добился, что Петербург в лице наместника Григория Потемкина отвел для поселения греков земли, где и были образованы нынешние греческие поселения.

 Чужой среди своих

Весной 1780 года греки ушли из Приднепровья в Мариупольский уезд. 26 июля 1780 года переселенцы во главе с митрополитом Игнатием прибыли и в Мариуполь.

В книге “Мариуполь и его окрестности” (1892 год) читаем: “Многие греки желали вернуться обратно; доходило иногда до открытого неповиновения, – и тогда пресекалось  строгими от начальства мерами и правительство высылало военные команды для усмирения беспокойных”.

Непросто складывались отношения митрополита с переселенцами. Если в Крыму митрополит был не только духовным лицом, но и судьей своего народа, то в Мариуполе его таких прав лишили. Вследствие этого начались трения с местными властями.

Трения нарастали и привели к невероятным последствиям. Когда по требованию председателя городского греческого суда (мэра города по-современному) был уничтожен сад, посаженный Игнатием (причина этого конфликта так и останется загадкой), Игнатий вышел на Георгиевскую улицу, предложил своим сторонникам отделиться от противников и в лице председателя городского суда проклял мариупольцев.

Все последующие бедствия – засухи, болезни – народ приписывал проклятию митрополита. Проклятие митрополита Игнатия висит над Мариуполем, как дамоклов меч, до сих пор.

Перепуганный Игнатий бежал от гнева проклятой им паствы в современную Волонтеровку, где и умер. На похороны не приехал ни один из высших церковных чинов.

Епископ Дорофей, возглавивший после Игнатия епархию, бросил свою паству и уехал в Крым. Со смертью митрополита Игнатия была поставлена ​​жирная точка на церковной автономии крымских христиан. Все их церкви было передано во владение Святейшего Синода в Петербурге, а оттуда – Екатеринославской епархии православной церкви.

Интересно, почему Игнатий не был канонизирован в царской России? Наверное, тогда жители еще хорошо помнили его и его деяния. Но в 1997 году УПЦ Московского патриархата решило канонизировать митрополита Игнатия. В духе имперской политики России и с далеко идущими намерениями.

Вадим Джувага

https://ru-ru.facebook.com/mariupol.oborona/posts/738053369664932